Статьи

Немного о рынке веб-разработки

Мне кажется, я достиг нижнего интернета! Это не Руслан Гетельман и даже не Витя Митя — это одновременно и выгребная яма, и долгожданное просветление.

В общем, как всегда, начну издалека. У всех же сейчас кризис, да? Ну вот и наша конторка не исключение. В конце прошлого года я уже облизывался на новый гелик, считал кредиты, лизинг. Думал такой, ну вот еще годик – и будет у меня новая пушка честноговоря. Мы же такие охуенные – работаем с крупными федералами, с США, с Израилем. У нас нет конкурентов, как минимум в нашей мухосрани. Это всё классно, но вот только оказалось, что клиенты не знают, что у нас нет конкурентов.

Начал я серьезней относиться к любому, кто возомнит себя моим конкурентом. Начал изучать рынок веб-студий, рекламных агентств, галер (об этом будет еще пост, ибо результаты шокируют). Естественно, меня начала преследовать нативная реклама, я кликал на всё подряд, жадно изучая всё, что мне пытаются впарить. В какой-то момент градус пиздеца в рекламе начал просто зашкаливать, и я наконец-то осознал, что весь digital-рынок – это галимая помойка.

Я наивно полагал, что инфобизнес вымер с появлением Миши Пограничника. Нет, он мутировал, и мутировал в настоящее чудовище (с лицом «тугосерика»). Такие ребята как Sibirix или Chipsa начали сменяться в рекламе всякими Петями Какашкиными – ТОП-1 Директологами РФ (но правда, оставить заявку можно только в WhatsApp по номеру, начинающемуся на +380), SEO-гуру (без портфолио, ну ничего страшного), позже их вытеснили из рекламы SMM-агентства, где сайт агентства – это редирект на инстаграм, заваленный голыми грудными детьми (я не шучу).

Ох не стоило мне кликать по такой рекламе, ведь мне открылся дивный новый мир «профессий будущего». И мы даже не будем говорить о том, что подобные «специалисты», пройдя курс «СТАНЬ ГУРУ ИНСТАГРАМ ЗА ПОЛЧАСА» и открыв «бизнес», банально дискредитируют отрасль. Суть в том, что это не паханное поле из (как бы культурно выразиться) людей, которые страстно желают отдать свои деньги за «ценные знания» и стать «финансово независимыми».

Рынок инфобизнеса огромен, а спрос на такие услуги только растёт. Ну что сказать? Дело Сергея Пантелеевича живёт. А мы можем насладиться плодами волшебной таблетки, которую так рьяно принимают наши доверчивые сограждане:
– тут тебе и тётка лет 60, которая проводит платные прогулки, на которых решает твои проблемы (интересно, какую такую мою проблему она сможет решить, если это не пирожок с капустой?);
– и целое семейство TIK-TOK-ЕРОВ (каждому по аккаунту), где батя жуёт свои козявки, а дети просто кричат в камеру;
– и 14-летняя, кхм, дама, которая научит тебя быть «женственной и сексуальной», поможет «открыть чакры» и даст астрологический прогноз на неделю (я надеюсь, это не мешает дей делать домашку по математике);
И всё это – примеры учеников далеко не самых дешевых онлайн-курсов.

Записывайтесь на мой вебинар «как нихуя не делать и красиво жить?»

 

В общем, вот что я наисследовал. Пост для клиентов – «как выбирать подрядчиков»? И для digital-агентств – «как не быть петухами?».

Слепая вера в то, что мы самые лучшие обернулась 2020-м годом, когда всё пошло по пизде и стало жизненно необходимо оптимизировать бизнес-процессы. Я начал с того, что приступил к изучению конкурентов. Такой тайный покупатель. Надел значит треники, кепочку, олимпийку, чтобы вжиться в роль, собрал в себя все страхи, вопросы, возражения и перевоплотился в коммерса с 10 точками на центральном рынке и парой магазинов кожгалантереи, который хочет себе «магазин в интернете» – ну такой типичный заказчик, да? Бахнул водочки для звонкого голоса и понеслась!

1. Клиентские менеджеры
Я имел честь пообщаться с более 10 компаниями, из разных городов, самого разного уровня, работающих в самых разных ценовых сегментах. И каково же было мое удивление, что самые лучшие, вежливые, квалифицированные КМы работают в компаниях, которые разрабатывают сайты по 20-30 тыс.

Клиентский менеджер – 50% мнения о компании, и, если КМ не понравился – вряд ли клиент продолжит сотрудничество с этой компанией. Почему-то даже в достаточно дорогих агентствах меня сразу начинают грузить терминологией (хотя я предупредил, что у меня даже компуктера нет), внутренними бизнес-процессами и регламентами подрядчика и т.д. Это, что называется, пук в муку. Когда я прошу пояснить некоторые вопросы, касающиеся, непосредственно, технических моментов – КМы начинают плыть, что-то мямлить, кто-то начинает повышать голос или хамить (хотя можно просто было сказать «я не знаю, я уточню у специалиста»). И только те, кто делает дешевые проекты на конвейере умудрились отработать меня на столько четко, что я был уже готов нести бабки в кассу (хотя у меня даже точек на рынке нет на самом деле).

2. Time&Material
Я как-то не заметил, но походу уже все агентства перешли на такой подход в оценке проектов, т.е. ты нам бабос заплати, а там чо выйдет, то выйдет. Мож сделаем, сайт, мож не сделаем, как пойдет кароче. И ладно бы это практиковали только топы, весь рынок похоже уже перешел. И обзвонив 10 компаний в 9 мне предложили работать именно так. Если бы я не был столь настойчивым – на 5й компании я бы уже смирился и согласился на такой подход (а хули делать?). Но
– Мне как клиенту нахуй не интересно сколько и на что какой сотрудник будет тратить время (спасибо что не указали в своих сметах – сколько уходит времени на посрать).
– Как вы собрались подтверждать действительно ли тот или иной специалист потратил столько времени, сколько указано в смете (я-то могу подтвердить, у меня есть WorkApp, а вы как это делаете?)
– Адекватность таких смет вызывает только смех. У меня начинается неконтролируемая истерика на пункте «установка CMS и подключение домена – 6 часов, по 2100 руб/час, итого 12 600 руб.» – на мой вопрос «а можно мы это исключим из сметы, я как-нибудь сам установлю» клиентский менеджер посыпался, а теперь перестал отвечать на мои письма 🙁

Совет заказчикам: не ведитесь на такую хуйню, простые задачи должны иметь простое ценообразование.

Совет подрядчикам: не занимайтесь хуйней, у вашей работы должен быть четкий образ результата, вы можете защитить себя ограничениями по функционалу, этапам, правкам и т.д. в договоре, но использовать Time&Material в проектах за 100-200к? Серьезно?

3. Сроки
Я думал это мы медленные, но, когда мне коммерческие высылают в среднем через неделю – я чувствую себя Флешем. И коммерческие – это полбеды, все КП я проигнорировал намеренно. Но вот когда после отправленных коммерческих мне 2 компании перезвонили через месяц (!!!), тут просто слов нет. Я надеюсь, вам счета будут оплачивать через месяц после выставления.

 

И еще пару слов, в принципе, о рынке веб-разработки. После общения с конкурентами, я устроил интервью с нашими партнёрами из разряда «а что бы ты делал если бы меня не было?».

1. Рейтинги
Самый популярный способ для выбора подрядчиков – это разного рода рейтинги. Не важно, знают ли заказчики вообще о существовании таких рейтингов – большинство из них так или иначе, при поиске подрядчика попадают на сайты рейтингов. И выбирают из первой десятки (потому что дальше смотреть уже лень).

Рейтинги – это вещь абсолютно не показательная, так как основным критерием для формирования рейтингов является Яндекс ИКС – индекс цитирования, разработанных компанией веб-сайтов. Ты можешь сделать сотню качественных проектов, но это спокойно перекроет конкурент, который сделал 1 сайт любого качества, но для СМИ.

В нашей мухосрани есть еще один интересный пример – какой-то челик поднял бюджетный шаблон для InSales, вкорячив в него неудаляемый копирайт. Сам челик не берет проекты на заказ, тем не менее, он решил поучаствовать в рейтинге и попал в ТОП-10 благодаря тому, что его шаблон установлен на 200+ интернет-магазинах. По сути, он не является нашим конкурентом, но тем не менее забивает место в первой десятке рейтинга.

2. Знакомства и переходы по копирайту
Вторым по популярности способом для определения подрядчика являются банальные знакомства, при этом чаще всего, в таком случае не проводится никакого конкурсного отбора, а финальный результат доверяется воле случая.

3. Прочее
По моему субъективному мнению, все прочие источники (реклама, рассылки, SEO, PR) по количеству заявок и близко не сравнимы с первыми двумя пунктами. Мы успели достаточно плотно поработать со всеми этими инструментами и в итоге пришли к тому, чтобы все их оставить, но с микро-бюджетами исключительно для того, чтобы держать руку на пульсе.

Может заинтересовать

Популярное