Статьи

Из чего складывается стоимость сайта?

Наверное, каждый второй заказчик ко мне приходит с вопросом «хочу сайт, скока деняк?», обычно после этого начинается лекция на 2 часа о том, что нельзя задавать такие вопросы.

Вот смотри, пришел ты в салон БНВ, свистаешь менеджера и говоришь «хочу тачку, скока деняк?». Менеджер в ступоре и начинает предлагать варианты, от которых ты не будешь воротить нос. При этом разброс цен начинается от 2.4кк за X1 до 13кк за M7, и всё это только базовые комплектации, а ведь есть еще допы, которые ценник могут увеличить вдвое.

И у нас всё тоже самое, только «моделей» и «комплектаций» еще больше. На вопрос «а чо конкретно надо» пока мне никто не смог ответить, обычно всё оборачивается «ну тыж специалист, ты и предлагай». Собственно, для тех, кто готов уделить 20 минут я подготовил ликбез.

Из чего складывается стоимость сайта?

Исследование и анализ

Разработку любого веб-сайта мы начинаем именно с этого этапа. Мы берем бизнес-аналитика, скидываем ему всё, что удалось получить от клиента, запираем в комнате с компьютером на несколько дней и ждем результат.

Зачастую владельцы бизнеса (я в том числе) не умеют внятно объяснить, чем их компания занимается, особенно в формате 1-2 часовой встречи. Поэтому, после неудачных попыток выудить информацию из клиента мы бросили эту идею и делаем всё сами:

  • Мы ищем конкурентов, изучаем их услуги, что они предлагают и как о себе рассказывают
  • Мы изучаем веб-сайты и соц. сети этих конкурентов, обращаем внимание на то какие решения они используют, на что делают акцент
  • С помощью Википедии и прочей дряни изучаем предметную область, в которой работает наш заказчик
  • Пытаемся найти зарубежных конкурентов и своровать их опыт продвижения подобных услуг, т.к. зачастую если за рубежом есть конкуренты, они работают дольше и на более конкурентных рынках, поэтому такой опыт будет крайне полезен

После того как вопрос позиционирования решен, вместо бизнес-аналитика, в комнате с компьютером запирается маркетолог, его задачей является переработка полученной разрозненной информации в

  • Структуру будущего веб-сайта (перечень страниц, навигация, карта сайта, customer journey map)
  • Копирайтинг (уникальные тексты, которые помогу продавать)
  • Прототип главной страницы (схематичное изображение информационных блоков)

Каждый из этих пунктов крайне важен для эффективности будущего веб-сайта, но, пожалуй, каждый такой пункт заслуживает отдельной статьи. Сейчас же я приведу лишь простой пример, который наглядно демонстрирует вышесказанное.

Среди наших клиентов есть один федеральный кредитный брокер, для него мы делали и целый набор веб-сайтов, и рекламу. Веб-сайт https://ekb.fin-partners.ru/ был сделан уже лет 5 назад, далеко не вершина наших возможностей в плане маркетинга, тем не менее до сих пор он успешно работает и приносит клиентов. Есть очень простой показатель этой самой эффективности – стоимость заявки и количество заявок в месяц.

Так вот, веб-сайт https://ekb.fin-partners.ru/ в 2019 году приносил 60-80 заявок по стоимости 180 руб./шт. (реальные цифры, я полагаю, уже можно раскрывать, т.к. воды утекло уже много с тех пор и ситуация на рынке поменялась).

К нам напрямую решил обратиться партнёр нашего клиента из города Екатеринбург, чтобы мы для него реализовали подобную рекламную кампанию и разработали веб-сайт. Наш клиент (дай бог ему здоровья) дал добро на сие мероприятие (мы всегда согласовываем с текущими клиентами работу с их конкурентами и беремся за подобные заказы только в том случае, если такое сотрудничество не нанесет ущерба нашему текущему клиенту).

С новым клиентом мы договорились по рекламе, но что касается разработки веб-сайта – тут мы не сошлись по цене.

Мы полностью скопировали уже работавшую ранее рекламную кампанию и направили её на новый сайт: https://fin-partners.su/ Только вот на протяжении нескольких месяцев результаты рекламы были не утешительными, в месяц привлекалось 10-20 заявок по стоимости 440 руб. При этом, цена и кол-во заявок практически не зависели от того, была ли активна первая реклама, ведущая на https://ekb.fin-partners.ru/. К слову, появление нового конкурента практически не повлияло на результаты рекламы https://ekb.fin-partners.ru/ – кол-во заявок не изменилось, а стоимость привлечения заявки увеличилась примерно на 10 руб. (что, в целом, можно считать стат. погрешностью).

Статистика же по рекламным кампаниям (охваты, кол-во переходов, CTR и т.д.) были практически идентичны. Дак в чем же причина? А причина крайне проста, если https://ekb.fin-partners.ru/ имел конверсию практически в 7%, то https://fin-partners.su еле перевалил за 2%. Люди, попавшие на новый сайт, попросту не оставляли заявки. Да и процент отказов говорил об этом же – если на первом сайте он составлял примерно 14%, то на новом он был 38%.

По моему субъективному мнению, дизайн нового сайта лучше, чем у того, что мы делали 5 лет назад (это и не удивительно), но проблема здесь кроется именно в маркетинговой составляющей – структура, заголовки, копирайтинг, УТП. Новый сайт оказался «не продающим». Позже, принимались попытки изменить ситуацию, блоки менялись местами, немного были изменены заголовки, стоимость заявки удалось снизить до 380 руб., но фундаментальные проблемы, которые были заложены на этапе проектирования веб-сайта никуда не делись.

В итоге, экономия в размере 50 тыс. руб. обернулась тем, что уже через пару месяцев превратилась в лишние необоснованные дополнительные расходы на рекламу. Именно поэтому, даже делая самый бюджетный веб-сайт, я не готов исключать из перечня работ первый и самый важный этап «исследование и анализ» – именно от него в будущем будет зависеть эффективность разрабатываемого веб-сайта.

Разработка дизайна

С одной стороны, здесь всё просто – дизайнер берет, разработанный на первом этапе прототип будущего веб-сайта и приступает к его оформлению. Результатом является PSD-макет будущего сайта (или несколько макетов если есть необходимость в использовании разных не повторяющихся элементов интерфейса на разных страницах).

С другой стороны, дизайном можно заниматься бесконечно – разрабатывать концепции, вносить изменения, тестировать и на основе этих тестов изменять дизайн.

Клиенты зачастую переоценивают значимость дизайна, а также свои возможности. А еще многие не понимают как это работает и очень удивляются, когда оказывается, что за каждое изменение в дизайне нужно заплатить. Многие считают, что один раз заплатив за дизайн, изменения можно вносить столько раз, сколько потребуется, пока результат не будет удовлетворять заказчика. Это не так. К сожалению, дизайнеры не работают бесплатно и чтобы дизайнер продолжил делать свой дизайн – ему нужно заплатить зарплату.

Также, хотелось бы предостеречь перфекционистов – не стоит выкладывать огромные бюджеты на дизайн в момент запуска веб-сайта. Как показала практика даже самый идеальный и вовлекающий дизайн в сравнении с самым бюджетным – это лишь 1-2% конверсии. Гораздо более пристальное внимание стоит уделить содержанию – что мы продаём, как мы это продаём, на чём делаем акцент и как мы себя позиционируем.

К слову, в последнее время мы вообще практически отказались от данного этапа и от разработки PSD-макетов в своих проектах. Принципы “Mobile first”, “Mobile friendly”, турбо-страницы и прочее вытеснили дизайн даже не на второе и не на третье место по важности при разработке веб-сайта. Рост процента мобильного трафика ставит на первые места скорость работы сайта, удобство при просмотре с мобильных устройств, привычность и понятность интерфейсов. Всё это приводит к упрощениям, компромиссам и создает целый ряд ограничений для полёта фантазии дизайнера.

Вёрстка и разработка

Вот здесь и начинается всё самое интересное. Разработчик должен подобрать тот инструментарий, который будет максимально эффективным конкретно в данном проекте. Проще показать на примерах.

https://nord-pack.ru/

Задача стояла таким образом “Нужно сделать сайт, чтобы все кто зашел на него офигели. А еще он не должен быть похож ни на один сайт конкурентов”.

Ну тут мы повеселились на славу – поэкранный скролл, анимация товаров и в целом крайне вызывающий дизайн, не привычный, запоминающийся.

Конечно же тут ни один шаблон, ни один UI Kit не подойдет, всё нужно делать с нуля. Сначала нарисовали PSD-макеты. После этого их необходимо сверстать в виде статичных HTML-файлов: главная, продукция, продукт, новости, новость, контакты. На сайте планируется добавлять новости и больше ничего, поэтому “натягивать” вёрстку на какую-либо CMS, чтобы иметь весь функционал, предлагаемый CMS необоснованно дорого для данного проекта (об особенностях работы с CMS я писал ранее: https://telegra.ph/Vybiraem-CMS-dlya-sajta-03-24). Тем не менее, необходимо реализовать админ-панель для редактирования контактов, переводов и новостей. И делать это нужно, естественно, с нуля.

Это был пример полного цикла разработки: исследование, копирайтинг, прототипирование, разработка дизайн-концепций, разработка PSD-макетов, вёрстка, программирование. И обусловлен такой подход здесь именно крайне не стандартным дизайном.

https://agroprof.com/

Возьмем другой проект. Куча техники, куча комплектаций, разные типы “товаров”, разное представление карточек этих товаров – у новой техники свой шаблон и свой перечень информационных блоков, у б/у техники другой, у запчастей другой, у услуг другой. Интеграция с 1С, интеграция с сервисом поиска запчастей, личный кабинет, техподдержка, требования к динамическому контенту на страницах для SEO и т.д. В итоге, всё что нам предлагают CMS интернет-магазинов, такие как 1С-битрикс, OpenCart и т.д. нам на этом проекте не нужно, а то что нужно – не предлагают.

Контент на всех страницах динамический – учитывает выбранный пользователем регион, учитывает источник трафика (SEO/реклама), учитывает информацию из 1С. Так или иначе использование CMS на данном проекте – это необоснованное увеличение бюджета. Поэтому опять мы получаем полный цикл от исследования до дизайна, вёрстки и программирования. Обусловлен он нестандартными требованиями к функционалу данного сайта.

https://ekb-prodez.ru/

А теперь рассмотрим один из самых типичных примеров. Здесь не было каких-то специфичных требований к функционалу или дизайну, поэтому за основу была вяза система управления сайтом WordPress. Дизайн, естественно, уникальный, но мы не выделяли для его разработки отдельный этап, на котором готовятся PSD-макеты. Весь дизайн реализовывался “на живую” и сразу превращался в готовые элементы интерфейса на странице. Дизайн здесь не выполняет роль “вау-эффекта”, он лишь помогает делать акценты в нужных местах, визуализирует и упрощает процесс изучения контента посетителем.

Такой подход позволяет и ускорить процесс разработки сайта и снизить стоимость, а также избежать ситуаций, когда то что изначально было задумано дизайнером технически реализовать невозможно.

https://nuahulestore.com/

А здесь мы видим пример, реализованный на шаблоне. Это, пожалуй, самый правильный вариант для запуска интернет-магазинов. Когда мы говорим про лендинг или корпоративный сайт – от пользователя требуется минимум действий: читать и писать свой телефон в форме заявки. Интернет-магазин всё же требует от пользователя больше действий: фильтрация товаров, сравнение товаров, оформление заказа в несколько шагов, оплата банковской картой (или другими способами), оформление доставки. На каждом действии клиент может “сорваться”.

Чтобы иметь максимальную конверсию на сайте нужно всегда в голове держать одну важную мысль – “у клиента интеллект как у хлебушка”, поэтому каждый необычный элемент интерфейса для покупателя – это реальный шанс срыва сделки.

И здесь нам на помощь приходят шаблонные решения. Во-первых, в интернет-магазине акцент смещается с копирайтинга и УТП на описание конкретных товаров. Во-вторых, полрунета использует одни и те же шаблоны для интернет-магазинов, соответственно, пользователи уже приучены на какие кнопки нужно нажимать, чтобы получить желаемый товар.

https://stroyera.com/

Когда я наконец смог сформулировать свою мысль, описанную в предыдущем примере, я подумал, что её можно распространить на все сайты – делай типичные решения, похожие одно на другое и пользователям будет легче ориентироваться на сайте.

К сожалению, это не так и конверсия данного примера (как и нескольких других) разрушила мою гипотезу. Только индивидуальная структура и грамотно подобранный контент позволят иметь высокую конверсию корпоративного сайта или лендинга. Привычность интерфейса и шаблонные решения дают пользу исключительно в ecommerce.

Заключительные работы

В рамках заключительных работ мы делаем первичную SEO-оптимизацию, ставим счетчики Метрики и Google Analtyics, добавляем сайт в Яндекс Вебмастер и Google Search Console, регистрируем организацию в Яндекс Справочнике и много других мелких задач.

По факту, ни одному клиенту это не нужно. А если понадобится, то как-нибудь сам разберется. Дак зачем же мы это делаем? В первую очередь, это показатель отношения к своей работе. Даже, если клиенту всё это не нужно, представленные инструменты и функционал в обязательном порядке применяются при продвижении веб-сайтов. Поэтому, мы берем за аксиому, что каждый разработанный нами сайт в дальнейшем будет продвигаться и приносить клиентов нашему заказчику. А иначе зачем вообще делать сайт?

Резюме

Отвечая на вопрос “Из чего складывается стоимость сайта?”, ответ оказывается очень прост – из объемов работы. А вот решить, что в обязательном порядке должно входить в эти объемы, а чем можно пренебречь, можно только достаточно погрузившись в тематику веб-разработки.

Может заинтересовать

Популярное