Статьи

Стартапы должны умирать

Ни для кого не секрет, что я всегда крайне скептически относился ко всем, кто называл себя «стартапер» (иногда даже с презрением). Сразу оговорюсь, что этот тезис относится не к проектному финансированию и не к инвестициям в целом. Проектное финансирование важный и нужный процесс для абсолютно любой компании, целью которой (если это действительно компания) является извлечение прибыли. Речь идет о тех уникумах, которые вместо того, чтобы делать продукты, завоевывать рынки, зарабатывать деньги бегают по разного рода собраниям, акселераторам, прочей чепухе и клянчат бабки.

Я убежден, что прибегать к инвестициям компания должна тогда и только тогда, когда уже ни один банк не дает кредит, потому что уже выдал его тебе, а ты можешь предложить инвестору доходность выше, чем по депозиту в банке (а еще доказать и обосновать это фактами). Но уникумы, о которых идет сейчас речь, ничего внятного предложить не могут – 50% не существующей компании за 100к руб., сотни процентов доходности и т.д. Самое забавное, что в отечественных акселераторах именно такие предложения и ждут инвесторы и даже выдают средства таким вот «стартапам».

Вернемся ровно на год назад. Мы допиливаем сервис WorkApp и появляются первые звоночки пандемии, топ-менеджмент крупных компаний начинают потихоньку уводить на удаленку. Вот оно – идеальное время для вывода сервиса по контролю за удаленными сотрудниками на рынок. Запускаем рекламу, приводим первых пользователей, продуктом начинают пользоваться, мы получаем первую обратную связь, правим косяки.

Стоимость регистрации получилась не малой (это битуби сука, это не плюшевых медведе́й в инстаграме на 14 февраля рекламировать), при этом такие регистрации окупятся ой как не скоро (потому что сервис по подписке, год будем окупать регистрацию, и это при условии, что за год пользователь не передумает платить). Можно, конечно, удешевить такие регистрации – вложившись не в рекламу, а в SEO, обзорные статьи, да банально подождав пока сработает сарафан, но по факту нельзя – ажиотаж вокруг подобных сервисов через полгода спадет, народ вернется в офисы, да и мы не на столько гениальны (забегая вперед – как оказалось, гениальны), чтобы придумать такой сервис, кто-нибудь более проворный тоже додумается, сделает и завоюет рынок. Нужно действовать сейчас, нужно за пару месяцев залить весь интернет своей рекламой, доебаться до каждого HR в каждой компании РФ и СНГ, а еще лучше – по миру. Нужны бабки.

Далее я буду противоречить своему же тезису о кредитах, озвученному в начале. Кредиты я не стал брать, не потому что я дебил, а потому что пандемия – это кризис, и возможность взять кредит лучше приберечь тупо для зарплат (что, собственно, и случилось позже). С мыслями о том, что «ну ведь этим стартаперам все же дают бабки» я решил попробовать себя в подобной роли.

Слава Коронавирусу, ведь инвесторам (ну или тем, кто себя так называет) провели интернет, и они освоили зум, поэтому в разного рода слушаниях, конкурсах и т.д. можно участвовать сидя дома на толчке, и успеть окучить больше толстосумов. Начались 4 месяца активного питчинга, день через день у меня были конференции, зумы, скайп-коллы…

Время шло, пандемия пошла на спад, работодатели положили хуй на все запреты и выгнали планктон в офис, а денег на продвижение я так и не получил. Нет, предложения от именитых инвесторов, конечно, были, но когда мне предлагают 500к руб. на кабальных условиях (создать компанию, переписать на неё всю интеллектуальную собственность, в том числе не связанную с WorkApp, взять на себя лично все риски, которые могут возникнуть в будущем и подарить 20% этой компании кому-то) и на что получают резонный ответ «дядя, я лям уже въебал, какие 500к?» – разговоры быстро заканчивались. Со мной обрывали зум-конференции эксперты акселераторов, из-за того, что я их отчитывал, как не сделавших домашку школьников, когда после двух недель изучения моего проекта они задают вопросы, ответы на которые односложны и представлены на втором слайде презентации.

Я старался вести себя подобающим образом, но четыре месяца непроглядной тупости вымотали меня как за четыре года. Теперь я понимаю, зачем компании создают целые IR-отделы, да потому что один человек с ума сойдет пока будет вести любой инвест-проект.

В итоге, инвестиции привлечены так и не были, время упущено, ажиотаж стих, все как-то уже и забыли о том, что была какая-то пандемия, что менты разгоняли народ по домам, а изначальная позиция в плане стартапов и тот изначальный тезис о том, что «в первую очередь – кредиты» оказались верными. Не погонись я за большими суммами, тысячами пользователей и не потрать я время на инвесторов и акселераторы – сейчас бы сотня-другая пользователей уже отбила платежами по подписке затраты на их привлечение.

И действительно, хороший продукт не требует рекламы перед инвесторами, всех этих питчингов, оценок экспертов и прочей дряни. Работает? Приносит бабки? Доходность выше, чем по вкладу? Выписки по банку можешь показать? Вот тебе инвестиции – получи, распишись.

А что с проектом?

1. Удивительно, но за год так и не появилось ни одного прямого конкурента. Нет, сервисы тайм-менеджмента и трекеры существовали и 10 лет назад, за время пандемии их стало еще больше. Наша «фишка» — это баланс точности получаемых данных и удобства для сотрудника. Можно к каждому сотруднику приставить своего контролёра, чтобы он записывал каждое действие, потом это агрегировал и куда-то передавал – будет точно, можно записывать всё в Trello – будет удобно, но потом эти карточки можно взять и выкинуть, потому что никакой аналитики ты на этом не построишь. Так вот, по крайне мере из тех сервисов, что представлены на русском языке ничего близкого к WorkApp я пока так и не увидел.

2. Конкуренты стали активно рекламироваться, до сих пор на меня в почте таргетируются как минимум 2 такие компании с баннером «программа для учета рабочего времени», каждую неделю вижу их рекламу. Естественно, благодаря конкурентам, стоимость регистрации тоже увеличилась за это время в разы – теперь лет пять придется окупать пользователей, привлеченных такой рекламой.

3. Ажиотаж стух, уже не заработаешь миллионов на этой теме. Ну как не заработаешь, заработаешь, но придется много работать (а я не хочу). Нужно расширять функционал, оказывать поддержку пользователям, проводить внедрения, заниматься рекламой и продвижением. Всё это требует уйму времени и финансовых вложений, а результат будет где-то там, через много лет.

Поэтому, в полку наших бесплатных проектов прибыло. Мы убрали все ограничения, выкорчевали все окна оплаты, тарифы и сделали продукт абсолютно бесплатным для всех. Потихоньку, без былого запала будем его дорабатывать, продвигать и чем больше активных пользователей будет появляться – тем больше времени будет уделяться WorkApp. Наверное, в будущем будут появляться новые платные фишки, но текущий функционал, безусловно, навсегда останется бесплатным.

Если кто-то еще не знаком с WorkApp – настоятельно рекомендую ознакомиться с сервисом: https://workapp.ai/ru/

Может заинтересовать

Популярное